Для большинства мужчин, гараж является и «домом» для автомобиля, и кладовкой и мастерской одновременно.
Стало быть, в одном помещении (хорошо, если имеется подвал) необходимо разместить стеллажи и рабочее место. Машина так же должна помещаться в гараж, с запасом места для ее обслуживания.
Сложность обустройства помещения еще и в том, что одна сторона (на которой расположены ворота), полностью исключена из функционала.
Ограничения, с которыми сталкивается любой владелец бокса в гаражном кооперативе:
- Запас места у стены, противоположной въезду – ограничен длиной автомобиля. Это значит, что организовать полноценную рабочую зону в самом практичном месте невозможно;
- Вдоль одной продольной стены всегда расположены стеллажи, а вторая сторона должна обеспечивать свободное открывание дверей;
- Верстак в гараж проектируется таким образом, чтобы можно было работать, не выгоняя автомобиль на улицу. В плотно застроенных кооперативах не всегда есть возможность надолго перегородить общий проезд;
- Рабочее место, как правило, плохо освещено, и его сложно оборудовать вентиляцией;
Тем не менее, стол для проведения слесарных работ и обслуживания автомобиля есть практически в каждом гараже. И, как правило – он самодельный, то есть, изготовлен с учетом особенностей конкретного помещения.
Как правильно изготовить гаражный верстак своими руками?
Стопроцентного рецепта нет, слишком много противоречий. С одной стороны – необходимо зонировать место для обработки деталей с помощью стационарных инструментов (наждак, сверлильный станок, тиски):

Самодельный верстак в гараже
С другой стороны – стол должен быть как можно более компактным, а стало быть, универсальным и не таким удобным:

Слесарный стол
Форма и размеры определяются конфигурацией помещения. Складной стол исключаем сразу, он подойдет лишь под нарезку колбасы для закуски. Рабочее место автолюбителя должно быть прочным и устойчивым.
Делать из стола монолитную тумбу нерационально, куда-то надо девать ваши ноги во время сидячих работ. Однако обе стороны должны представлять собой если не комплекты выдвижных ящиков, то хотя бы набор полочек.
Верстак в гараж не должен быть частью стеллажа, стало быть, стена над ним является местом для навесного хранения инструмента.

Навесное хранение инструментов в гараже
Причем желательно, чтобы не было жесткой связи между организованным «панно» для приспособлений, и рабочим столом. Иначе от вибрации (а по столу иногда приходится стучать, не говоря уже о работе точильного станка) инструмент будет падать.
С формой и конфигурацией определились, но прежде чем рисовать чертеж – надо решить, из какого материала вы будете делать. Сразу оговоримся – и металлический, и деревянный верстак имеют право на жизнь.
Первый вариант позволяет не слишком беспокоиться о сохранности столешницы, и выполнять грубые работы с материалами любой формы и тяжести. Зато на втором столе приятнее работать с хрупкими деталями, да и руки целее будут.
Правда машинное масло и острые края запасных частей быстро приведут столешницу в негодность. Если нет возможности изготовить два стола – хотя бы разделите его на две зоны, или имейте сменное покрытие.
На стальной лист всегда можно положить кусок фанеры или оргалита, а на деревянную поверхность – лист оцинковки.
Рассмотрим оба варианта изготовления.
Металлический верстак в гараж
Вам предлагается классический проект рабочего места, который можно изготовить за пару выходных дней самостоятельно (хотя с помощником сподручней). Разумеется, перед началом работ надо нарисовать чертеж, или хотя бы эскиз. В противном случае можно испортить материал.
В первую очередь, определяемся с эргономикой рабочего места. Высота верстака должна быть такой, чтобы не приходилось гнуть спину, и в тоже время, вставать на цыпочки. Советуем присмотреться к столешнице у жены на кухне.
Если вам комфортна эта высота – смело проектируйте габариты вашей рабочей зоны. Типичный размер стола по вертикали лежит в диапазоне 850-950 мм.
Для изготовления вам понадобятся материалы:
- Уголок стальной 40мм или 50 мм, для окантовки столешницы, длину рассчитаете по чертежу;
- Профтруба 50*30 мм или 60*40. В зависимости от предполагаемых нагрузок. Этот материал пойдет на создание силового каркаса, или станины;
- Фанера или качественная OSB плита. Предназначается для изготовления стенок и ящиков под инструмент;
- Стальной лист 2-3 мм и доска 40-50 мм для столешницы;
- Роликовые направляющие для стола (поверьте, упавший на ноги ящик с гаечными ключами заставит вас забыть об экономии). Поэтому о старых добрых уголках, по которым скользят деревянные коробки, надо забыть;
- Ассортимент винтов, болтов, саморезов по металлу и шурупов по дереву;
- В качестве стены для размещения инструментов отлично подойдет перфорированный металлический лист. Если не хочется вкладывать лишние средства – можно обойтись фанерой 6-8 мм или листом OSB.
Инструменты:
- Угловая шлифовальная машинка (болгарка) с набором режущих и зачищающих дисков и щеток;
- Сварочный аппарат (электродуговой). ВАЖНО! Для такой ответственной конструкции точечная или газовая сварка не подойдет;
- Рулетка, уровень, измерительный угол;
- Мощная электродрель;
- Шуруповерт.
Смотрите видео: «Надежный верстак для гаража из уголка».
Каркас стола
Раскроить заготовки следует до начала сварочных работ. При изготовлении каркаса вам не обойтись без помощника. Есть правда народный способ – забить ножки в грунт для фиксации, и затем при помощи угловых струбцин приваривать горизонталь.
Однако покрытие в гаражном кооперативе может быть асфальтовым, да и заносить самодельный верстак в помещение, в одиночку не получится. Подготовленные детали каркаса маркируются малярным скотчем с указанием места (по чертежу) и стороны (верх, низ, лево-право).

Каркас верстака из трубы 50х30х1,5
Заносим каркас в помещение, примеряем по месту. Если задняя стенка (под инструмент) будет единым целым с верстаком – навариваем направляющие.

Привариваем направляющие
Сверху на плоскость предполагаемого стола, по контуру навариваем уголок под укладку основы стола. Данная конструкция предполагает т.н. сэндвичевую конструкцию – доска + стальной лист.

Устанавливаем готовый каркас

Усиливаем соединение раскосами
Главное – усилить все 90° соединения. При этом не забываем про установку выдвижных ящиков. Им ничего не должно мешать при выдвижении.

Верстак без облицовки в сборе
На этом этапе верстак должен занимать окончательное место, поскольку дальше он будет становиться все тяжелее. Изготавливаем ящики. Их размеры абсолютно индивидуальны, все зависит от предполагаемого наполнения.

Делаем внутренние ящики
Крепим направляющие для ящиков. Зачищаем от коррозии и красим конструкцию.

Красим корпус верстака
Набираем столешницу из досок. Напоминать о том, что материал должен быть сухим – нет смысла. Иначе выгнутая пропеллером доска может покоробить даже стальную раму верстака.

Собираем столешницу из досок толщиной 40 мм.
Шлифуем поверхность при помощи УШМ. Доски крепятся к раме снизу, при помощи саморезов.

Шлифуем столешницу с помощью болгарки и лепестковым шлифовальным кругом
Обязательно пропитываем дерево антисептиком и противопожарной пропиткой. Сверху укладываем заранее раскроенный стальной лист, не забыв обработать тыльную сторону антикоррозийным раствором.

Кладем на стол металлический лист S=5 мм
Столешница крепится к доскам шурупами с потайной головкой. Отверстия, понятное дело – зенкуются. Покрываем лицевую сторону листа антикоррозийкой.

Окрашиваем столешницу
Устанавливаем полки. На столешницу крепим необходимое оборудование: тиски, точильный станок и прочее.

Делаем полочки
Крепим вертикальную стенку для размещения инструмента.

Вертикальная стенка для инструмента
Стол готов. На вертикальной стенке постепенно устанавливаем кронштейны и подвесы для различного инструмента.

Готовый верстак в гараже собранный своими руками из доступных материалов
Данная конструкция близка к идеалу гаражного верстака, изготовленного своими руками. Компромисс по всем составляющим: изделие прочное, сделано из доступных материалов и занимает немного места.
Как сделать деревянный верстак в гараж
Рассмотрим более доступный как в материале, так и в технологии изготовления вариант.
Для изготовления понадобятся материалы:
- Доска сухая, обработанная 30-40 мм;
- Брус квадратный 80-100 мм и прямоугольный 50*100 мм;
- Шурупы, болты, саморезы.
Инструмент:
- Ручная дисковая пила;
- Шуруповерт;
- Молоток;
- Измерительные инструменты.
И все…
В этом достоинство конструкции – простота изготовления. Раскраиваем материал.
Собрать деревянный верстак своими руками можно и в одиночку. Главное – соблюдать последовательность. Изготавливаем вертикальные сегменты – ножки.

Готовим деревянные бруски
Собираем две пространственные конструкции. Это основа стола – рама. Соединив половинки между собой – получаем готовую станину.

Изготавливаем основание стола
Заносим конструкцию в гараж, и устанавливаем по месту. Собираем столешницу. Для жесткости соединяем доски с тыльной стороны при помощи бруса. Главное – не попасть в места поперечин рамы.
В нижней части изготавливаем сплошную полку. Доску можно использовать потоньше, нагрузки на это место не предполагаются.

Готовим нижнюю полку
Пустующие ниши под силовой столешницей заполняются по собственному усмотрению. Можно наделать мелких полок, или установить ящики.

Готовый верстак для гаража
Поверх рабочей поверхности крепятся инструменты – тиски, электродвигатель для точила.
Все деревянные детали пропитываются противопожарной жидкостью и красятся лаком на водной основе. Глянец наводить не следует, поверхность должна быть матовая, а покрытие полностью впитаться в древесину.
Главное – защитить доски от технических жидкостей, которые неизбежно будут попадать на поверхность при ремонте запасных частей автомобиля.
Если вы решили сделать верстак из дерева – необходимо предусмотреть покрытие для тяжелых деталей. Это может быть стальной лист толщиной 2 мм, или толстый текстолит.
Выполняя ударные работы, положив заготовку на незащищенное дерево – можно быстро привести его в негодность.
Учитывая относительную легкость конструкции – можно прикрутить деревянный верстак к стене гаража анкерными болтами.
Видео пример простого деревянного верстака в гараж из хлама найденного там же. Просто, быстро и со вкусом.