Как произвести ремонт аккумулятора шуруповерта самостоятельно

Как произвести ремонт аккумулятора шуруповерта самостоятельно

Как произвести ремонт аккумулятора шуруповерта самостоятельно
СОДЕРЖАНИЕ
2
14 марта 2019

Шуруповерт – достаточно распространенный инструмент в арсенале домашнего мастера. Как правило, его используют не только по прямому назначению. Это и портативная дрель, и шлифовальная машинка, и даже дисковая пила.

перед ремонтом аккумулятора

Шуруповоер BOSCH перед ремонтом аккумулятора

При такой интенсивной эксплуатации аккумуляторные батареи постоянно находятся под предельной нагрузкой, и срок их эксплуатации снижается.

Дополнительным фактором, ускоряющим выход из строя, является низкое качество идущих в комплекте зарядных устройств. Как правило, это примитивный блок питания без контроля уровня заряда.

Чтобы провести самостоятельный ремонт аккумулятора шуруповерта, необходимо понять его устройство и возможные причины выхода из строя.

ЗУ недорогих моделей просто подает заданное напряжение или ток на батарею, не имея возможности запускать режимы разряда или восстановления. Но давайте по порядку.

Устройство шуруповерта

Все достаточно просто – электродвигатель, клавиша включения с примитивным регулятором и аккумулятор. Три четверти стоимости электроприбора составляет батарея, поэтому замена аккумуляторов в шуруповерте экономически нецелесообразна. Да и найти готовый элемент питания, подходящий для вашей модели, зачастую не представляется возможным.

Остается три варианта:

  1. Изготовление (приобретение) соответствующего блока питания и превращение инструмента в сетевой.
  2. Использование выносного аккумулятора, например – от автомобиля. Подходит лишь в случае напряжения питания шуруповерта 14,5 вольт.
  3. Замена элементов аккумулятора.

Схема аккумуляторной батареи проста – некоторое количество элементов, соединенных последовательно и уложенных по форме корпуса батареи.

Аккумулятор шуруповерта в разобранном виде

Внутренности аккумулятора состоят из маленьких батареек (их еще называю банками)

Главное, что необходимо знать – какие именно элементы используются в вашем инструменте.

Пошаговая инструкция ремонта аккумулятора шуруповерта

Нам понадобится:

  1. Два аккумулятора
  2. Зарядное устройство
  3. Любая отвертка (тонкая плоская)
  4. Скальпель
  5. Кусочек наждачной бумаги, зерно 500
  6. Два провода
  7. Нагрузочное сопротивление 0,5 Ом (чем меньше, тем лучше)
  8. Мультиметр, которым можно померить напряжение, в данном случае до 20 вольт
  9. Простой карандаш для заметок

Шаг первый

Начать нужно с того чтобы зарядить два аккумулятора, но перед этим проведем одну манипуляцию. Возьмите свое зарядное устройство, наждачку и обязательно прочистите внутренние контакты.

Любое переходное сопротивление может дать вам неправильную зарядку. Внутри аккумулятора есть несколько элементов, их количество зависит от напряжения аккумулятора, соединены они между собой последовательно.

Также есть термодатчик, который выведен на контактные пластины. Если сигнал от термодатчика на зарядное устройство придёт некорректный, аккумулятор будет либо недозаряжен, либо перезаряжен.

термодатчик

Расположение термодатчика

Это отрицательно скажется на его работоспособности поэтому, прежде всего, чистим контакты.

Шаг второй

Ставим на зарядку и засекаем время. В норме заряжаться аккумулятор должен около 1 часа, если зарядка проходит за считанные минуты это плохо. Значит, он не берет зарядку, заряжается очень быстро, соответственно также быстро будет разряжаться.

Сопротивление нужно для того, чтобы измерить напряжение под нагрузкой. В данном случае у нас будет просадка напряжения, и по этой просадки напряжения мы будем судить о том, насколько хороша банка аккумулятора.

  1. Теперь нам нужно нагрузочное сопротивление присоединить к прибору чтобы оно было постоянно включено параллельно. Выставим порог измеряемого напряжения на постоянные 20 В, этого нам вполне хватит, чтобы измерить всю сборку в целом и каждый элемент в отдельности.
    подключение сопротивления

    Подключение нагрузочного сопротивления

  2. Дальше предстоит разобрать корпус аккумулятора. Он состоит из двух половинок склеенных по контуру на разных уровнях. Аккуратно орудуя отверткой, раскрываем корпус. Если он треснет, не беда, все можно склеить дихлорэтаном.
    вскрываем корпус

    Вскрываем корпус

  3. После вскрытия корпуса, обеспечиваем доступ ко всем контактам батареи и проводим замер напряжения каждого элемента. Во время измерения не убирайте сразу щупы тестера, задержитесь секунд на 5 не более, чтобы оценить, падает напряжение или нет. В норме, оно не должно падать.
  4. Замерив, элемент, записываем на нем его значение. Смотрим на записанные значения, выявляем самый слабый элемент.
  5. Оставляем все на 10-15 минут, измеряем повторно. Выявленный ранее элемент должен показать значение еще ниже, чем было 15 минут назад. Это явление называется саморазряд. Что подтверждает его неисправность.
    саморазряд

    Значение было 1,02 стало 0,98. Саморазряд

  6. Аккуратно скальпелем отклеиваем контакты и отделаем элемент из ячейки. На свободное место устанавливаем новую банку. Паяем элементы между собой.
    соединение ячеек между собой

    Все ячейки соединены пластинами

Шаг третий. Пайка

Что нужно знать, прежде чем приступить к пайке?

Нельзя паять непосредственно к элементам, любой нагрев вызывает испарение электролита и его высыхание. Повышенная температура для этих аккумуляторов вредна.

Соединить банки между собой, можно спаяв пластины, которые отходят от каждого элемента. Пайку проводим с помощью кислоты или аспирина.

  1. Размельчаем таблетку, насыпаем на контакты, плавим паяльником аспирин и каплю припоя. Припой можно взять пос-60 . Это мягкий, легкоплавкий, очень текучий припой.
  2. Работу проводите в хорошо проветриваемом помещении, поскольку пары кислоты или аспирина вредны для здоровья.
  3. Проверяем пайку на прочность, если все хорошо, остатки аспирина удаляем. Лишняя кислота нам не к чему.
Популярное:  Как выбрать шуруповерт для дома? На что обратить внимание?

На этом все. Упаковываем комплект банок в корпус, заклеиваем соединение, ставим на зарядку.

Типы аккумуляторов для шуруповерта

Банки для аккумулятора, используемого в бытовом электроинструменте, бывают только щелочными, с напряжением в каждом элементе 1,2 вольта (или 3,6 вольт – что соответствует трехсекционному блоку). Основных типов по материалу рабочих элементов три:

Никель-кадмиевые (обозначение – Ni Cd)

По причине низкой стоимости, производители комплектуют большинство моделей шуруповертов именно такими батареями. Цена определяет эксплуатационные свойства, и они невысокие. Рабочее напряжение исправного и заряженного элемента – 1,2 вольта.
Достоинства:

  1. Безусловно – цена.
  2. Хорошо переносят низкие температуры – это позволяет держать инструмент не в теплой кладовке, а на балконе или в гараже.
  3. При длительном хранении в разряженном состоянии практически не теряет заводские характеристики. Это свойство особенно полезно для домашнего применения прибора – когда он используется от случая к случаю.

Недостатки:

  1. Токсичное производство, поэтому фабрики по их изготовлению расположены в т.н. странах третьего мира, что определяет качество и культуру производства.
  2. Обладают эффектом памяти. Если батарею постоянно недозаряжать, она «запоминает» новые показатели емкости, и время работы снижается. Лечится при помощи дорогих зарядных устройств, которые, как правило, не входят в комплект шуруповертов эконом класса.
  3. Быстро саморазряжаются.
  4. Перед началом работ батарею каждый раз приходится заряжать.
  5. Малая емкость
    Даже полностью заряженного исправного аккумулятора хватает ненадолго. Это ограничивает область применения – вам нельзя надолго удаляться от стационарного источника питания.
  6. Ограниченное количество циклов «заряд-разряд».
  7. При интенсивном использовании быстро выйдут из строя.

Никель-металл-гидридные (обозначение – Ni MH)

Такие элементы для аккумулятора можно встретить как на моделях эконом класса, так и на доступных версиях именитых брендов.

Так же, как и никель-кадмиевые, устанавливаются на бытовые электроприборы, с малой интенсивностью использования. Рабочее напряжение исправного и заряженного элемента – 1,2 вольта.

Достоинства:

  1. Производятся в развитых странах, поскольку производство экологически чистое.
  2. Практически отсутствует саморазряд.
  3. Малый эффект памяти, можно подзаряжать на 30-50% и спокойно работать дальше.
  4. Достаточно высокая емкость, это позволяет работать на удалении от стационарной розетки, например в гараже или при строительстве дачи.
  5. Такие элементы рассчитаны на большое количество циклов «заряд-разряд», что компенсирует их высокую стоимость.

Недостатки:

  1. Более высокая (в сравнении с никель-кадмиевыми) стоимость.
  2. При хранении в разряженном состоянии теряет часть рабочих свойств. Это вынуждает владельца регулярно производить подзарядку, даже если инструмент не используется.
  3. Плохо переносят низкие температуры, что вынуждает хранить изделие в отапливаемом помещении.

Литий-ионные (обозначение – Li Ion)

Устанавливаются на профессиональные или полупрофессиональные шуруповерты с высокой интенсивностью использования.

Такие аккумуляторы используют именитые производители в моделях среднего и высокого ценового сегмента. Рабочее напряжение исправного и заряженного элемента – 3,6 вольта.

Достоинства:

  1. Отсутствует эффект памяти.
  2. Подзарядку можно делать при любом проценте разряда.
  3. Саморазряд практически отсутствует.
  4. Можно хранить в заряженном состоянии продолжительное время.
  5. Высокая емкость, что позволяет осуществлять удаленные работы в течение всего дня без подзарядки.
  6. Количество циклов «заряд-разряд» в десятки раз больше по сравнению с никелевыми батареями. Поэтому при расчете стоимости стоит обратить внимание на эту характеристику.
  7. Высокое напряжение на одном элементе делает батарею более компактной и легкой.

Недостатки:

  1. Высокая стоимость. Это компенсируется прогрессивными характеристиками, но зачастую является непреодолимым препятствием при выборе модели шуруповерта.
  2. Литий ионные аккумуляторы имеют срок службы не более 3 лет. По истечении этого времени химические компоненты батарей разлагаются, стремительно снижая емкость.

Восстановление аккумуляторных батарей

Если ваш шуруповерт «замолчал» по причине выхода из строя элементов питания – это не повод для отчаяния. Ремонт аккумулятора можно осуществить своими руками, затратив на это сумму, в разы меньшую, нежели при покупке нового.

Популярное:  Зарядное устройство для шуруповерта – как выбрать и можно ли сделать самому

Отремонтировать аккумулятор для шуруповерта можно тремя способами:

Заменить аккумуляторные элементы (банки) в батарее

Если ремонт вы решили делать самостоятельно, то нужно понимать, банки подбираются аналогичные, желательно такого же химического типа, чтобы они подходили к вашему зарядному устройству.

Большинство производителей (особенно это актуально для моделей эконом класса), просто укладывают в корпус аккумулятора элементы (банки), в лучшем случае скрепив их изоляционной лентой.

Такие блоки отремонтировать проще всего. Перед разборкой набросайте схему подключения на бумаге, чтобы правильно смонтировать новые аккумуляторы. Необходимо выпаять из блока один элемент, и подобрать подходящий по габаритам в специализированном магазине или на радиорынке.

ВАЖНО! Обязательно соблюдайте соответствие маркировки банок. В противном случае при заряде можно быстро вывести их из строя, поскольку штатное зарядное устройство настроено на определенный тип АКБ.
Затем надо спаять все новые аккумуляторы в батарею последовательно, плюс к минусу.
пайка банок между собой

Все банки аккумулятора нужно последовательно спаять между собой

Паять лучше мощным паяльником, чтобы сократить время нагрева банок. Используйте агрессивные флюсы для работы с алюминием или железом. Затем надо промыть место пайки изопропиловым спиртом.

Первые несколько циклов «заряд-разряд» необходимо провести полностью, чтобы батарея «запомнила» свою максимальную емкость. Особенно это касается никель-кадмиевых аккумуляторов.

Существует более экономный вариант, но он займет больше времени. Можно заменить не все, а лишь те банки, которые гарантировано вышли из строя. Для этого понадобится «донор» – испорченная аккумуляторная батарея с такими же элементами.

Приобрести ее можно в сервисном центре или на том же радиорынке. Необходимо полностью зарядить обе батареи, и замерить тестером напряжение на каждой банке. Отобрать из обоих комплектов элементы, которые выдают наиболее близкое к 1,2 вольта значение.

Проверить тестером напряжение в банках

Проверяем заряженную батарею тестером, определяем испорченную банку

Из них собрать восстановленный комплект. Эффект от такого решения не сравним с полной заменой на новые банки, но по крайней мере ваш инструмент будет возвращен к жизни.

Реанимировать испорченную батарею

Этот способ подходит для самых массовых элементов – никель-кадмиевых. В большинстве случаев достаточно «перепрошить» банки – то есть избавить их от негативных последствий эффекта памяти.

Такой способ сработает в случае, если электролит в аккумуляторах не высох.

Способом, изложенным выше, выявляем наиболее испорченные элементы и выпаиваем их. Затем с помощью зарядного устройства с регулятором тока и напряжения производим шоковый заряд в течение 3-5 секунд на каждой банке. Значение напряжения при заряде должно быть троекратным от номинала (в нашем случае 3,6 вольта).

Проверяем тестером – напряжение после заряда должно быть порядка 1,4 вольта. Если нет – отправляем элемент в утиль.

ВАЖНО! При шоковом заряде неисправная батарея может лопнуть. Работы необходимо производить в резиновых перчатках и защитных очках.

Если не удалось реанимировать элементы – возвращаемся к их замене.

Еще один способ восстановления батареи — видео

Новый аккумулятор в старом корпусе

Если вам не удалось восстановить старую батарею, то можно своими руками изготовить аккумулятор для шуруповерта. Для этого придется подобрать новую батарею (или комплект элементов), можно классом повыше и зарядное устройство к ней. Главное – уложиться в габариты корпуса АКБ.

Если общий номинал батареи и нового зарядного устройства совпадает – достаточно изготовить переходник при помощи старого зарядника, тем более что он вам все равно не понадобится.

Если у вас будет зарядное устройство для отдельных элементов – придется каждый раз для заряда извлекать их из корпуса. Существуют и более экстремальные способы – например, прикрепить к шуруповерту батарею, не подходящую по форм-фактору.

после ремонта

Шуруповерт Bosch после ремонта с батареей от другого инструмента

Но это скорее временное решение, лучше все-таки использовать старый корпус и подобрать новые батареи подходящего размера.

Многие используют «гаражный вариант» — использование старого стартерного аккумулятора от автомобиля. Этот способ вполне применим, но имеются некоторые ограничения. Многие шуруповерты имеют рабочее напряжение электродвигателя 18 вольт. Это соответствует 15 баночной аккумуляторной батарее.

Полностью заряженная автомобильная батарея выдает 12 вольт, шуруповерт работать не будет. Если ваш электроприбор имеет напряжение 14,5 вольт – то есть АКБ состоит из 12 элементов, двигатель заработает. В таком случае это ваше решение проблемы.

Как видите, выход из строя АКБ шуруповерта – еще не повод покупать новую батарею. При наличии терпения и элементарных навыков в электротехнике, можно произвести ремонт аккумулятора в домашних условиях. Или поручить эту процедуру сервисному центру. Получится несколько затратнее – но все равно дешевле покупки новой АКБ.

Комментировать
Комментарии
  1. Анвар ()

    Ищу мастера (профессионала) для ремонта аккумулятора шуруповерта.
    Марка акума Bork 14.4V, размер стандартный. с самого начала плохо держит заряд, Повидимому 1-2 банки неисправны.
    Прооживаю в СВАО, ВДНХ

  2. sposport ()

    Если не вышел срок гарантии, обратитесь к продавцу аккумулятора, обязаны заменить.

;) :| :x :twisted: :sad: :roll: :oops: :o :mrgreen: :idea: :evil: :cry: :cool: :arrow: :P :D :???: :?: :-) :!: 8O

Это интересно
Adblock
detector