Электричество в современном автомобиле необходимо и во время стоянки, и в движении. Для того, чтобы дать первый импульс коленчатому валу, необходимо провернуть его силой извне.
Теоретически, далее вступает в дело генератор, и система зажигания работает автономно. Равно как и остальная электроника (а ее в машине немало).
Для этого в двигателе предусмотрен стартер (электромотор), который прокручивает коленвал с помощью АКБ. В автомобилях с механической КПП, можно обеспечить прямую связь двигателя с колесами (предварительно включив передачу), и толкнуть автомобиль силой человека, или спустить его с горки.
Если аккумулятор сел как завести машину, да еще с автоматической КПП? Запустить мотор «с толкача» в этом случае не получится, это запрещено инструкцией по эксплуатации.
Как заводмли раньше, до изобретения АКПП и вариаторов
Автолюбители старой школы помнят т.н. «кривой стартер» — рукоятку для ручного прокручивания коленвала. С его помощью автомобиль можно было завести без аккумулятора, благо система зажигания в старых двигателях была примитивной и отчасти механической.
А запустить мотор «в разгончик» — такой способ применялся постоянно. Зимой даже практиковался своеобразный лайфхак — ставить машину на ночь на возвышенности, чтобы утром съехать с горки, и оживить севшую АКБ.
Неужели все аккумуляторы в те времена были некачественными? Учитывая технологии тех лет, это факт. А покупка новой батареи в условиях дефицита была большой удачей.
Почему сегодня такой номер не пройдет?
- Современные автомобили оснащены заводской противоугонной системой. Иммобилайзер просто не даст команду на «зажигание» без полноценного питания.
- Высокофорсированные моторы, особенно с 4 клапанами, имеют высокую компрессию: провернуть коленвал на заглохшем моторе вручную затруднительно.
- Большинство современных авто оснащены АКПП, роботами или вариаторами. Движение «с толкача» или на буксире с включенной передачей запрещено: можно вывести из строя коробку передач. Кроме того, некоторые электронные контроллеры АКПП просто не дадут включить передачу с неработающим ДВС.
Ну а «кривой стартер» и вовсе не предусмотрен современной конструкцией.
И так, аккумулятор сел, что делать?
Правильный вариант – восстановить работоспособность с помощью зарядного устройства. Это возможно при его наличии в квартире (тогда придется снимать АКБ и тащить ее на свой этаж), или включить зарядник в электрифицированном гараже. А как завести машину в чистом поле, или при отсутствии зарядного устройства?
Прикурить аккумулятор от другой машины
Это самый распространенный случай водительской взаимопомощи. Как вариант – прикурить от другого аккумулятора, если, конечно, он есть.
Предусмотрительные водители часто берут в дорогу запасную АКБ, если планируется длительная стоянка на природе, в удалении от цивилизации. Но это отдельная тема для путешественников, равно как и наличие бензогенератора в багажнике.
Мы рассмотрим более типичную ситуацию: как правильно прикурить аккумулятор от другого автомобиля.
Для этого потребуется:
- собственно другой автомобиль с исправной АКБ и сопоставимой емкостью заряда;
- навыки правильно прикуривать машину хотя бы у одного из участников;
- комплект соединительных проводов достаточного сечения (пусковой ток при запуске мотора достигает сотен ампер, пусть и кратковременно).
При покупке следует обратить внимание на следующее:
- Клеммы должны зажиматься с усилием, металл (медь, латунь) достаточно толстый, чтобы не погнулся.
- Сам кабель должен быть медным, иметь диаметр не менее 8 мм (сечение без измерительного инструмента определить сложнее).
- Лучшая оболочка – резина или силикон. ПВХ изоляция дубеет на морозе, и провод становится жестким.
- Длина кабеля – это компромисс. Чем он короче – тем меньше потерь при высокой нагрузке. Однако длины может не хватить: автомобили не всегда возможно поставить капотом друг к другу. Оптимальный вариант: 2,5 – 3,0 метра.
Последовательность действий:
- подогнать машину-донора максимально близко, чтобы расстояние между аккумуляторами было минимальным, заглушить мотор;
- произвести соединение аккумуляторов: 1 – плюс донора, 2 – плюс разряженного аккумулятора, 3 – минус донора, 4 – масса заряжаемого автомобиля;
- схема присоединения на иллюстрации:
Важно: Последнее соединение именно на массу автомобиля (обычно – деталь двигателя). Так меньше вероятность повредить электронику в нештатном случае. - запускаем автомобиль-донор, и оставляем поработать на 5-15 минут, для подзарядки плохой АКБ (зажигание на неисправном авто должно быть выключено);
- водитель донора немного увеличивает обороты, производится попытка завести автомобиль с неисправным аккумулятором;
Важно: За этой процедурой необходимо наблюдать: не должно быть искрения на проводах, нагрева, возгораний. При возникновении нештатной ситуации, провода немедленно отсоединяются. - после успешного старта производится отсоединение проводов в той же последовательности.
Завести машину через прикуриватель
В данном случае, речь идет именно о гнезде для прикуривания сигарет. Этот разъем есть практически в каждом автомобиле.
Почему используется именно этот узел?
- прикуриватель напрямую подключен к аккумулятору через силовой предохранитель;
- на этой линии питания нет других электронных модулей, стало быть, и нет риска их повреждения;
- провода, питающие разъем прикуривателя, достаточно толстые, чтобы выдержать кратковременную нагрузку.
А что собственно подключать к разъему? В продаже существуют специальные пусковые устройства, для случаев, когда внезапно сел аккумулятор. Эти приборы имеют автономное конденсаторное или батареечное питание: емкости хватает, чтобы 1-2 раза завести автомобиль с разряженным аккумулятором.
Вы просто включаете пускатель в гнездо прикуривателя, и есть все шансы провернуть стартер.
Разумеется, это устройство необходимо заранее приобрести и иметь в машине для экстренного случая.
Собственно, на этом способы завестись с разряженным аккумулятором исчерпаны. После успешного старта, лучше не глушить автомобиль, пока вы не доберетесь до места, где можно зарядить АКБ стационарно.
Не исключено, что по истечении 100-200 км, батарея зарядится от собственного генератора автомобиля.
Что делать, если аккумулятор замерз?
Речь не идет об образовании льда при потере плотности электролита: тогда корпус просто лопнет. Возможно, ваша АКБ просто потеряла часть заряда из-за низкой температуры.
Часто, чтобы завести машину зимой, достаточно немного разогреть батарею. Для этого необходимо включить на несколько минут нагрузку: например, фары дальнего света или музыку.
Если аккумулятор безнадежно разряжен, вы это сразу определите. А если он просто замерз – протекающий ток нагрузки быстро приведет его в рабочее состояние.
Профилактика: Даже необслуживаемые батареи нуждаются во внимании. После длительного простоя, особенно в зимнее время, АКБ следует подзарядить от зарядного устройства. Необходимо контролировать напряжение с помощью мультиметра, особенно если вы постоянно совершаете короткие поездки, за которые аккумулятор не успевает зарядиться.
Если сел аккумулятор, как завести машину — видео рекомендации
Заводим авто через прикуриватель от миниаккумулятора (Jump Starter)
Заводим автомобиль от шуруповерта — смотрим видео
Проверенный способ по запуску двигателя в течение 20-30 минут — смотрим видео