Для начала необходимо уяснить, что такое необслуживаемый аккумулятор и откуда появилось это название.
Термин необслуживаемая аккумуляторная батарея верен только отчасти. Это выражение впервые появилось в Америке, когда вначале восьмидесятых годов американцы заменили свинцово-сурьмянистый сплав пластин на сплав кальция и свинца, что позволило в значительной степени предотвратить выделение газов, а герметичный корпус с клапаном давления понизил потери влаги.
Все эти нововведения позволили увеличить срок службы автомобильного аккумулятора, за что в народе его прозвали необслуживаемым. Но нет ничего вечного. Необслуживаемый аккумулятор так же способен терять влагу при аномально высоких температурах окружающей среды. И, пусть в меньшей степени, но нуждается в проверке и техническом обслуживании.
Если убрать этикетку с верхней крышки, то можно под ней обнаружить запаянные отверстия для долива воды. И в случае нехватки влаги у вас есть все шансы продлить необслуживаемому аккумулятору жизнь.
Подробно о том, как устроен индикатор заряда в необслуживаемых аккумуляторах — видео.
Как обслужить необслуживаемый аккумулятор
Техническое обслуживание аккумулятора можно провести дома самому. Для этого достаточно:
- отсоединить провода
- вынуть из корпуса автомобиля
- очистить ветошью от грязи
- снять этикетку, высверлить отверстия в пробках и понять в какие банки доливать. Есть аккумуляторы со смотровым окном и даже прозрачным корпусом, но это уже из серии дорогих
- проконтролировать уровень заряда АКБ мультиметром.
При слабом заряде и достаточном уровне электролита, можно начать зарядку необслуживаемого аккумулятора самостоятельно.
Все вопросы по обслуживанию таких батарей в этом видео.
Каким зарядным устройством заряжать
Вы выяснили, что ваша необслуживаемая аккумуляторная батарея нуждается в подзарядке. Несете его домой и даже не задумываетесь, о том что существует большая разница, каким зарядным устройством заряжать. Наверняка вы, просто, решили взять по соседству обычный «дедовский» зарядник и не видите в этом никакой разницы с современными зарядными устройствами, но она есть!
Необслуживаемые автомобильные аккумуляторы можно зарядить и старым зарядным устройством, но для этого потребуется больше времени и постоянный контроль процесса зарядки, поскольку такому аккумулятору ну ни как нельзя кипеть.
К тому же нужно не понаслышке знать сам процесс зарядки и все его стадии, которые состоят из чередования этапов заряда и разряда с контролем тока и напряжения. Поэтому наилучшим ответом на вопрос, каким зарядным устройством заряжать АКБ ответ один микропроцессорным ЗУ.
Оно возьмет на себя все проблемы с контролем этапов и правильно построит процесс заряда, что уменьшит в 1,5 раза время зарядки аккумулятора.
Зарядка необслуживаемого аккумулятора
Поскольку мы выяснили, что необслуживаемые аккумуляторы все-таки нуждаются в обслуживании, то на вопрос можно ли заряжать необслуживаемый аккумулятор, ответ будет положительным, конечно можно и в некоторых случаях даже нужно.
Как правило, у большинства из нас преобладает городской тип езды, 20-30 км пробега в день. Частые включения – выключения двигателя лишают генератор возможности зарядить вашу АКБ полностью, поскольку расчетная длина непрерывного пробега автомобиля, для полной зарядки аккумулятора, составляет порядка 150 км.
В итоге это ведет к выходу необслуживаемой батареи из строя вследствие понижения заряда до минимально допустимого уровня, который находится в пределах 20%. Поэтому если вы еще сомневаетесь в том, нужно ли подзаряжать ваш аккумулятор или нет, не сомневайтесь, проверка, и подзарядка не будут лишними. Посмотрите видео, в котором молодой человек рассказывает, почему села АКБ в его авто.
Как заряжать необслуживаемый аккумулятор автомобиля
Если нет микропроцессорного зарядного устройства, то можно воспользоваться и обычным зарядным устройством для обслуживаемых аккумуляторов, для этого нужно:
-
- правильно подсоедините клеммы. Красный провод на плюс, черный на минус;
-
- проверьте напряжение в батарее, если оно ниже 11 вольт, дело плохо, но шанс всегда есть;
- установите начальное напряжение в районе 12,6 В. Если показания мультиметра плавают, нужно вскрывать и проверять банки, скорее всего какая-то замыкает;
- следите за процессом зарядки и не допускайте кипения. Если процесс газообразования велик и трудно контролируем – это признак испорченного аккумулятора;
- установите заряд на 14,4 В. Ток должен сначала последовательно уменьшиться, затем быстрый рост, далее постепенное снижение значений. Это нормально, но в этот момент лучше прервать зарядку и сделать перерыв на пару часов;
- далее повторите процесс зарядки. В итоге ток должен уменьшиться до 0,5-1А, произойдет это примерно через 4 – 5 часов после повторного подключения.
Всех этих мучений с правильным зарядом можно избежать, если воспользоваться интеллектуальным ЗУ, которое способно даже провести десулфатацию вашей батареи.
Как мы убедились, зарядить необслуживаемый аккумулятор в домашних условиях возможно.
Далее несколько видео примеров раскрывающих тему заряда необслуживаемых автомобильных батарей.