>>

Споттер из аккумулятора можно изготовить в течение нескольких часов, непосредственно перед проведением работ

Применение споттеров (вытягивающих приспособлений, работающих по принципу точечной сварки) в кузовном ремонте, давно зарекомендовало себя с положительной стороны. Бывают случаи деформации металла, при которых без этого полезного приспособления не обойтись. Если вы решили сэкономить на посещении жестянщика – споттер вам необходим.

Существуют удобные и простые в использовании заводские варианты, однако их стоимость может превысить затраты на оплату работ автосервиса. Выход один – изготовить самодельный споттер.

Самодельный споттер из аккумулятора

Можно изготовить трансформаторный споттер, который также используется для точечной сварки. Однако если вы не занимаетесь ремонтными работами постоянно – иметь такой прибор нецелесообразно. Тем более что комплектующие для него также стоят определенных денег. Оптимальный вариант — споттер из аккумулятора и втягивающего реле от стартера.

Как самому изготовить недорогой аккумуляторный споттер

Схема устройства приведена на рисунке.

Электрическая схема споттера из аккумулятора

Для изготовления понадобятся:

  • Аккумуляторная батарея. Можно использовать старую стартерную, с емкостью от 60 А/ч. Главное – чтобы она сохранила 60-70% от первоначальных параметров;
  • Пускатель. Подойдет любой не фиксируемый выключатель или кнопка, выдерживающая ток более 5 ампер;
  • Втягивающее реле от стартера. Можно неисправное в механической части, главное – чтобы функционировал соленоид и контактная группа;
  • Соединительный кабель. Самая ответственная часть конструкции. Сечение нагрузочного провода должно быть 50-100 квадратов. При работе через него будет протекать ток до 1000 ампер. Управляющий провод для реле может быть более тонким;
  • Приспособления для рихтовки – пуллер, обратный молоток, шайбы, крюки.

Сборка устройства

Аккумуляторный споттер собирается по следующей блок-схеме:

Блок-схема сборки споттера

  1. Длина нагрузочного кабеля не должен превышать 1,5 метра;
  2. Вообще, чем он короче – тем меньше токовых потерь будет во время работы. Подойдут сварочные кабели. Если их сечение меньше требуемого – можно соединить их параллельно. Желательно, чтобы плюсовой и минусовой провода были одной длины. Контактные клеммы надо выбрать надежные, способные выдержать токи в сотни ампер.

    Выводы аккумуляторной батареи обязательно зачищаются, для надежности контакта. Искрение во время нагрузки приводит к образованию окислов, повышающих общее сопротивление цепи.

  3. В разрыв плюсового кабеля включается нагрузочными контактами втягивающее реле;
  4. Его удобнее расположить рядом с батареей, можно закрепить на корпусе, для компактности конструкции. Главное – обеспечить защиту от замыкания плюсового и минусового выводов АКБ. При выборе реле, отдается предпочтение конструкции с разборным корпусом. Во время работы контакты пригорают, и у вас должна быть возможность время от времени их чистить. Если шток реле не фиксируемый – необходимо предусмотреть ограничитель, предотвращающий выпадение подвижного элемента.

    Минусовой контакт соединяем управляющим проводом с корпусом реле. Плюс подаем через пусковую кнопку на управляющий контакт.

  5. Клавиша управления крепится на рихтующем инструменте, через изолирующую прокладку;
  6. ВАЖНО! Напряжение на споттере не превышает 10-12 вольт, поэтому электрическая защита оператора не требуется.

    Однако большие токи могут сильно нагревать элементы устройства, поэтому следует защитить себя от ожогов.

  7. Минусовой кабель крепится к зачищенной до металла части обрабатываемой поверхности при помощи медного контакта;
  8. Оптимальный вариант фиксатора – струбцина. Плюсовой конец оснащается клеммой, которая при работе фиксируется болтовым соединением с инструментом – пуллером или обратным молотком.

ВАЖНО! Применять соединения типа «крокодил» нежелательно, поскольку слабый контакт приведет к токовым потерям на сопротивление, снижая эффективность работ.

Особенности эксплуатации аккумуляторного споттера и меры безопасности

При работе необходимо помнить, что шоковые нагрузки губительны для аккумуляторной батареи. В момент прихватывания насадки к металлу, фактически происходит короткое замыкание. Ток, протекающий через АКБ, может достигать 1000-1500 ампер. Типовой стартерный аккумулятор емкостью 60 А/ч рассчитан на ток не более 500-600 ампер.

Следовательно, пластины батареи перегреваются, и происходит их сульфатация. К тому же, электролит от чрезмерных токов может закипеть. Поэтому при интенсивной работе необходимо делать перерывы для остывания АКБ. Периодически контролируйте температуру аккумулятора и напряжение остаточного заряда.

ВАЖНО! Предельно допустимый минимум напряжения на свинцовом аккумуляторе – 10,5 вольта.

При снижении этого уровня в батарее происходят необратимые процессы деградации пластин. Поэтому, перед началом работ АКБ должна быть полностью заряжена.

Для контроля желательно снабдить батарею вольтметром, чтобы контролировать напряжение во время работы. По мере приближения к предельно допустимому значению – аккумулятор следует зарядить.
Использование предохранителей в данной конструкции нецелесообразно, по причине высоких рабочих токов.

Поэтому оператор должен следить за противопожарной безопасностью на рабочем месте. При замыкании контактов в течение продолжительного времени, рабочий кабель может разогреться до температуры возгорания изоляции. К тому же, при длительном протекании больших токов может лопнуть корпус аккумуляторной батареи, что повлечет за собой утечку и разбрызгивание электролита.

Продолжительное «прижигание» контактов к поверхности обрабатываемой детали приводит к порче металла, вплоть до сквозного отверстия, а также возгоранию лакокрасочного покрытия. Прихватывание следует производить короткими импульсами, не более 1 секунды.

Видео инструкция по изготовлению самодельного споттера и пуллера

Мастер подробно описывает все нюансы при изготовлении споттера и технические моменты, на которые стоит обратить внимание, например, длина и сечение кабеля.

В этом видео, подробный рассказ как сделать пуллер своими руками из того, что имеется в гараже. Правда, некоторые детали пришлось заказать у токаря.

ВАЖНО! Перед применением споттера на кузове автомобиля, следует потренироваться на ненужных кусках металла, чтобы получить навыки и определить оптимальное время нагрева в точке сварки.

Комментарий

Заполните обязательные поля