Полярность аккумулятора, прямая или обратная – в чем разница?

Универсальных аккумуляторных батарей не бывает. Для каждого автомобиля разработан определенный стандарт — размер, емкость, пусковой ток и расположение клемм.

И если с основными характеристиками все просто — выбирая АКБ по размеру и емкости, при небольшом разбросе вы все равно получите подходящий экземпляр. А неправильная полярность не позволит вам нормально подключить батарею к штатным проводам.

Что такое прямая полярность аккумулятора, и в чем отличие от обратной?

Этот параметр не влияет на характеристики и качество работы, он определяет лишь расположение клемм. Рассмотрим устройство батареи:
устройство аккумуляторной батареи
АКБ состоит из нескольких одинаковых аккумуляторов (в случае со стандартной стартерной батареей на 12 вольт — их 6 штук), разделенных герметичными перегородками. Каждый элемент состоит из набора положительных и отрицательных пластин, и при нормальном заряде способен выдавать напряжение 2 — 2,2 вольта.

Подробное видео объяснение, что такое прямая и обратная полярность аккумулятора

Аккумуляторы соединены между собой последовательно. Элементы расположены в определенной последовательности относительно передней стенки батареи (ближе к которой находятся клеммы).

Аккумулятор прямой полярности, слева имеет положительный контакт. Соответственно все элементы внутри, соединяются между собой относительно выходных клемм.

Обратная полярность аккумулятора – наоборот, положительная клемма справа. На что это влияет? Ни на что, просто такое расположение. Типы конструктивного исполнения аккумуляторов представлены на рисунке:
обратная полярность в картинках

Зачем так много стандартов?

Вопрос непростой. Дело в том, что автомобильная промышленность в разных странах развивалась синхронно. Если бы существовал некий эталон, который реально стал бы прообразом первого автомобиля для остальных – другое дело.

Разбираться в истоках разных стандартов так же бессмысленно, как пытаться понять, почему существует левостороннее и правостороннее движение на дорогах.

Если не брать во внимание экзотику с расположением клемм на короткой стороне, или по диагонали – то есть два основных стандарта:

  • Прямая полярность (обозначается цифрой «1»), применяется на автомобилях, выпущенных для российского (читай СНГ), американского и азиатского рынка
  • Обратная полярность (обозначается цифрой «0»), применяется на автомобилях для европейского рынка.

Соответственно, владельцы автомобилей могут условно определить полярность аккумулятора по месту рождения (или предназначения) своего механического коня.

Почему условно? Если у вас скажем Ford Focus для европейского рынка – у него будет АКБ обратной полярности (в том числе и на машинах российской сборки). Если вы привезли эту же модель из-за океана, полярность будет прямая.

Интересный факт – некоторые производители выпускают АКБ, с двумя рядами клемм – для любого стандарта автомобилей.
автомобильный аккумулятор

Как достоверно узнать полярность своего аккумулятора?

Даже при наличии технической документации на автомобиль, просто загляните под капот (или в багажник, как например в BMW). Маркировка обязательно будет на корпусе батареи в виде выдавленных в пластмассе значков «+» или «-».

Внимание! Никаких наклеек завод не использует, разве что в декоративных целях. Только тиснение возле контактов.

Любую маркировку на бумаге можно потерять или переклеить, и тогда можно перепутать полярность. А выдавленный значок стереть невозможно.
значек полярности на аккумуляторе
Определить, какая полярность аккумулятора, можно по внешнему виду контактов. Плюсовая клемма (если это конусные контакты) всегда толще минусовой. Также может присутствовать цветовая маркировка, как на подключенных проводах, так и на клеммах АКБ. Плюс всегда обозначается красным цветом.
плюс на аккумуляторе красного цвета
Когда возникает вопрос: как определить полярность аккумулятора автомобиля?

  1. При покупке новой батареи. Узнав размер и параметры АКБ для вашего авто, продавец поинтересуется полярностью. Разумеется, если вы не приехали в магазин на машине
  2. При самостоятельной установке нового аккумулятора
  3. При подключении зарядного устройства. Вне зависимости от того, установлен аккумулятор на авто, или он снят
  4. При подключении к другому автомобилю для аварийного запуска (так называемое прикуривание).

Получится ли подключить полярность наоборот, если вы по ошибке купили не ту АКБ, а замена невозможна?

В новых автомобилях это сделать проблематично. Подкапотное пространство плотно заполнено, и производители не позволяют такую роскошь, как длинные гирлянды силовых проводов.
расположение двигателя в автомобиле
Вероятнее всего, один из кабелей подключится легко, а у второго просто не хватит длины. В таком случае остается вариант для экстренного подключения – аккумулятор следует развернуть на 180°.

Тогда клеммы окажутся на противоположной стороне, но с правильным расположением. Перекинув провода поверх батареи, можно их подключить.

Важно! Это вариант для аварийных случаев, постоянно ездить с таким подключением нельзя. Придется заменить АКБ.

Если кабели достаточно длинные – можно подключить их крест-накрест. Тогда можно эксплуатировать АКБ постоянно. Главное – целостность изоляции, чтобы не произошло замыкание.
подключение АКБ крест на крест

Что случится, если перепутал полярность?

Последствия зависят от условий подключения.

Установка на автомобиль

Гарантированно перегорят некоторые предохранители. Возможен выход из строя бортовой электроники. При длительном контакте – возможен перегрев и возгорание проводов.

Зарядка при снятой АКБ

Сработает защита на зарядном устройстве, или оно выйдет из строя.

Режим «прикуривания»

Опасности подвергаются оба автомобиля. Фейерверк искр (с возможным пожаром) гарантирован. Возможен выход из строя электроники и генератора.

Итог:
К подключению АКБ следует отнестись ответственно. От этого зависит исправность вашего авто, и безопасность окружающих.

Обозначение полярности автомобильных аккумуляторов — видео

Ссылка на основную публикацию