Как снять подшипник с вала без съемника, не повредив оборудование

Как снять подшипник с вала без съемника, не повредив оборудование

Как снять подшипник с вала без съемника, не повредив оборудование
СОДЕРЖАНИЕ
3
01 декабря 2017

Неисправности автомобильного генератора условно разделяются на две группы: электрические и механические. Во втором случае, это, как правило, износ подшипников роторного вала.

Казалось бы, вопрос не стоит выеденного яйца: снять и заменить узел на исправный. Однако подшипники, запрессованные в заводских условиях, демонтируются с применением специального оборудования — съемника. В гаражных условиях не всегда есть подходящий инструмент, не говоря уже о ремонте в дороге или в поле. Как снять подшипник с вала без съемника? Перенимаем опыт у доморощенных умельцев.

Как разобрать корпус генератора?

Первая сложность, с которой вы столкнетесь – снятие шкива ручейкового ремня. Вал свободно крутится, даже при неисправных внутренних подшипниках. Необходимо завести шестигранник в отверстие на торце вала, и с помощью торцевой головки открутить гайку шкива.
разбираем корпус генератора
После этого надо снять половинки корпуса: начинать следует с задней крышки.
Далее возможны варианты:

Внешняя обойма прикипела к корпусу, и подшипник генератора остался в крышке

достать подшипник из крышки генератора
В этом случае он легко выпрессовывается (или аккуратно выбивается) с помощью куска трубы или торцевой головки подходящего диаметра. На практике, чаще всего так получается с задним подшипником.

Совет.
Чтобы снять внутреннюю обойму с вала, надо брызнуть WD-40 именно на это место. Тогда узел останется в корпусе.

Вы сняли заднюю крышку – подшипник остался на валу

подшипник на валу генератора
По закону подлости, при срочном ремонте именно так и случается. Мало того, оба шарикоподшипника могут остаться на якоре, и снять из с помощью трубы не получится.
подшипник на якоре
Если позволяет конструкция, снять подшипник с якоря без съемника можно с помощью двух мощных шлицевых отверток. Главное – чтобы было во что упереться, и не повредить контактный блок или обмотку.
снимаем подшипник с якоря
Разумеется, перед началом работ следует обработать вал проникающей жидкостью, типа WD-40. Тогда снять узел будет легче. Следите, чтобы раствор не попал на контактные площадки и в обмотку. Иначе со временем может раствориться лаковая изоляция, и произойдет межвитковое замыкание.
Такой же метод применяется к якорю электродвигателя: например, на стартере.

Популярное:  Как проверить плотность электролита в аккумуляторе

Использование подручных инструментов автослесаря

Снять подшипник без съёмника не удалось, как поступить? Не торопитесь бежать в мастерскую, осмотрите якорь генератора. Если упорной площадки нет, придется воспользоваться сварочным аппаратом.

Способ № 1

На внешнюю обойму приваривается металлическая проушина из прута 4-5 мм, к ней крепится трос или цепь. Узел все равно выбрасывать, главное – при сварке не повредить контакты и обмотку. Для этого уязвимые части следует обмотать хотя бы малярным скотчем.
снимаем подшипник с якоря съемником
Далее, закрепляем второй конец цепи, и работаем по принципу обратного молотка. За счет веса якоря, получается хороший момент инерции: чтобы снять подшипник, достаточно пару раз резко дернуть.
снять подшипник с вала
Единственный недостаток методики – если нет сварочного аппарата, такой способ снять подшипник с генератора не подойдет.

Способ №2

Данная техника применяется как в гаражных условиях, так и в путешествии (разумеется при условии, что у вас есть запасной подшипник, или вы купили его в придорожном ларьке с авто товарами). В качестве импровизированного съёмника выступают обычные рожковые ключи. Округлая форма губок ключа представляет собой идеальный рычаг, на котором можно создать нешуточное усилие.
рожковый ключ поможет снять подшипник с вала
Практика показывает, что работать одним ключом неудобно. Перекос внутренней обоймы подклинивает подшипник на валу, снять его тяжело. А захватив узел двумя расположенными ключами, можно распределить усилие равномерно.
двумя рожковыми ключами снять подшипник быстрее
Если вы работаете в гараже – зажмите вал в тисках (лучше с деревянными прокладками под губки, чтобы не повредить якорь). А в дорожных условиях понадобится помощник, который будет придерживать ротор.

Таким способом снимаются даже сильно прикипевшие обоймы. Главное, чтобы под головками ключей была упорная площадка. А как снять узел с другой стороны, где установлена контактная группа для щеток? Необходимо установить временные опоры: например, торцевые головки одинакового диаметра.
временные опоры облегчат работу съема подшипника свала
Таким же способом можно снять подшипник с компрессора кондиционера или даже с коленвала.

Итог:
Ремонт генератора без съемника возможен, даже в полевых условиях. И все-таки, лучше обзавестись этим полезным приспособлением: тем более, что стоимость его невелика.

Как снять подшипник без съемника с любого вала — видео примеры

Снимаем подшипник с цапфы коленвала

Снимаем подшипник с вала электродвигателя болгарки

С вала генератора

Комментировать
Комментарии
  1. Александр ()

    Чтобы снять любой подшипник, если за него не взяться съемником , как на генераторах полуосях и т.д. Накиньте тряпку на подшипник и ударьте молотком, наружная обойма рассыпится. Потом ставите молоток на внутреннею обойму и другим молотком ударяете по молотку, чтобы не задеть контактные кольца,разбивается внутренняя обойма. Не надо не каких приспособлений. Это если вы подшипник будете заменять.

  2. sposport ()

    Спасибо за совет, возможно кто-нибудь из читателей им воспользуется.

  3. эдуард ()

    нет зарядки ваз2110 инж. мост исправен,диоды самовозбуждения тоже.статор все 3 обмотки -1-3ом.виткового нет.ротор 3ом.изоляция на массу бесконечность мультиком,у статора тоже.при поочередном подключения обмоток статора к переменке все симметрично WHOT IS IT?

;) :| :x :twisted: :sad: :roll: :oops: :o :mrgreen: :idea: :evil: :cry: :cool: :arrow: :P :D :???: :?: :-) :!: 8O

Это интересно